01:38 

music cognition

Ensdigry
Изо, что ты так безобразно ищешь?
рубрика чо_как, теория музыкальной когниции.
мы изучали самую валидную и авторитетную базовую теорию - генеративную теорию тональной музыки (т.е. нашей, западной, с "тоникой", а не китайскую оперу) - GTTM
вкратце, потому что вдлинце я сам не понимаю - теория основывается на существовании (в теории) у человека в голове некой "музыкальной интуиции" - это очень похоже на генеративные лингвистические теории, которые говорят о модулях в человеческом мозге, универсальной (innate, UG) грамматике, языковых принципах и параметрах.
потому что мы слышим и понимаем музыку не так, как мы слышим птичек, кашель и проезжающие машины. потому что слышим китайскую оперу и спасибо, что сказали, что это опера и вообще, а то я бы никогда не догадался.
это больше похоже на то, как мы слышим речь, а не шум.
музыкальная интуиция как феномен и нечто работающее складывается из иерархически расположенных систем (а тут, увы, могу перевести только буквально) - групповые структуры, метрические структуры (в т.ч. "ритм"), два вида редукций (которые не позволяют музыкальным "древам" в нашей голове превратится в бесформенные звуковые водоросли) - временная редукция и редукция продолжения. у музыкального отрывка есть поверхность и глубина, которые с помощью этой "грамматики" предстают в голове абстрактной структурой, моделью, а не полным повторением.
по сути музыка - это иерархии иерархий.
в самом низу иерархии у нас группировка и метрика.
группировка - это деление музыкального произведения на мотивы, фразы, секции, проводится по принципу похожести или близости (типа круги с кругами, квадраты с квадратами; но если круг пространственно ближе к квадратам, чем к кругам, то он группируется с квадратами);
метрическая структура - деление на слабые и сильные биты (в словаре написано beat=такт, но такт - это определённый уровень битов); уровни битов строятся, например, так, как на картинке, именно сильный бит одного из уровней (мб и такт) мы отбиваем-отстукиваем ногой, когда слышим ритмичную музыку:



как видно, до верхнего уровня доживают отдельные сильные биты. верхний\средний уровень, чаще всего, и есть "такт", основная и регулярная ритмическая целостность.
временная редукция - наделяет большей-меньшей степенью важности тоновые высоты (то, как "высоко"\"низко" звучит нота), в зависимости от их положения\статуса в более низших структурах - группировке и метрике.
редукция продолжения - также наделяет ноты большей-меньшей важностью, но эта важность имеет дело с гармоническим и мелодическим расслаблением\напряжением, развитием и продолжением. например, если мы сыграем гамма_ряд и закончим его на седьмой ноте, то получим супернапряжение, желание закончить тоникой, нажать\услышать, наконец, последнюю ноту, поскольку тоника иерархически сильнее по отношению к седьмой ноте, мы настроили себе в голове силовых ожиданий, а они не выполняются. или аккорд тоника(1)-3-5 звучит гармоничнее, чем секунда тоника(1)-2, поскольку в гармонической иерархии эти три ноты ближе друг к другу (пусть и дальше по высоте\расстоянию), чем две самые близкие визуально друг другу ноты. потому что музыкальная иерархия - когнитивная (сложная, уже_обработанная), а не физическая и психофизическая.
тоника - это главная нота, вокруг которой строится гармония по принципам неравных регулярных интервалов (например, для мажора это -2-2-1-2-2-2-1- где цифры - количество полутонов между тоника(1)-8(1) нотами гармонического ряда)
пока мы слушаем музыку, параллельно и неосознанно у нас в голове рождается куча структур-предположений-вариантов того, что мы слышим, большинство из которых отбрасываются, как неверные, если мы продолжим слушать музыку дальше.
e.g. нам давали послушать мб регги, где сначала люди (и я) слышали не тот бит сильным, что был там сильным на самом деле. пока играла лишь гитара и не помогли вступившие позже барабаны, мы слышали ту-ТУМ-ту-ТУМ-ту-ТУМ, с появлением дополнительной музыкальной информации мы стали слышать верно - ТУ-тум-ТУ-тум-ТУ-тум, и одно даже это изменило музыку до неузнаваемости; сильный бит в этом примере всегда был на первой доле, но мозг не распознавал его как сильный, ему было мало инфы - к вопросу о том, сколько реальности в наших головах.
групповые и метрические структуры тугеза:



кроме "структур" в модели действуют "правила" - правила хорошего тона формальной правильности (регулирующие качество вариантов моделей "слышимого"), правила предпочтения (регулирующие кол-во таких вариантов), трансформационные правила (которые способны изменять структуры, получившиеся в результате действия правил формальной правильности, омг, звучит ужасно). и тех, и других, и третьих много и достаточно.
и много ещё всякого, о котором перечислять хочу спать, плюс влияние темпа, тембра инструмента и т.д.
эти правила, конечно, самая пиздецома, вот например PR (редукция продолжения), метрика, группировка для отрывка из сонаты Моцарта. гм.



могу подогнать статейки про мозговые модули, музыку и ымоции, музыку и язык, про амузию (неспособность "слышать", вернее, "понимать" музыку), всё на английском, так что плес ю а велком.

всё это очень интересно, но ололо, слушать музыку проще - всё это происходит в нашей голове без особых усилий с нашей стороны.
вот вам внук прокофьева прокофьев-внук, габриэль, который диджеит в концертном зале с оркестром. вернее, внук это скреативил, а за столом исполняет симфонию диджей свитч, йо. ужасно напоминает мне стравинского всё это.
а я впервые за месяц посплю :lol:


@темы: music, безумный учоный, когнитивистика, лингвистика, психолингвистика, нейробиология, ученье - свет, а неученье - жжёт, форма альтернативной шизофазии

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Dasein.

главная